Декупаж

Вспомните самое чудесное время в своей жизни – детство. Забавные шалости, детские увлечения: марки, календарики, наклейки… Как здорово было украсить стенку своего шкафа или дверь новой разноцветной аппликацией. Тогда мы даже не догадывались, что такое украшательство – одна из техник декорирования, имеющая красивое французское название «декупаж» (decouper – вырезать).

Декупаж – один из способов оформления, декорирования предметов из различных материалов при помощи нанесения на них вырезанных изображений из ткани или бумаги, которые закрепляются на поверхности при помощи специального клея, с последующим нанесением лака.

История возникновения декупажа

Родиной этого вида искусства, не смотря на его французское название, является, по предположению ученых, Китай. Именно оттуда идет традиция декорировать различные предметы интерьера и мебель бумажными и тканевыми аппликациями, тесьмой, лентами, иероглифами, каллиграфическими надписями, кожей и другими материалами, а для придания декору прочности его покрывали лаком. Считается, что техника появилась еще в XII веке.

Кстати, в книгах о культуре и искусстве средневековой Европы также есть упоминание об этом способе декорирования – монахи-переписчики подобным образом оформляли свои  манускрипты.

В Германии, ближе к концу XV века, техника пришлась по нраву мастерам, изготавливающим мебель. Украшая свои изделия красивыми картинками, они с легкостью могли придать им тонкий шарм и индивидуальность, не волнуясь о том, что сами не обладают, к примеру, красивым каллиграфическим подчерком или не владеют искусством рисования.

Чуть позже, уже в XVI веке, в Европе стала популярна расписные предметы интерьера и мебель, привезенные купцами из Китая. Не смотря на свою высокую стоимость, изящные восточные вещицы имели огромный спрос . Дорогая китайская мебель считалась показателем тонкого вкуса и хорошего финансового состояния ее владельцев.

Европейские мебельщики были весьма не довольны таким положением дел. Но однажды одному мастеру-краснодеревщику из Венеции пришла в голову гениальная мысль. Он, недолго думая, решил наклеить на свои изделия картинку в восточном стиле, покрыл ее лаком и таким образом изготовил так называемую реплику, подделку, тем самым дав толчок развитию целого направления.

В XVII веке оформление в этой технике набирало все большую популярность. Сначала итальянские мебельные мастерские, а позже французские, немецкие, английские начали изготавливать мебель, в оформлении которой использовали элементы восточной росписи. Для этого нанимались живописцы, которые копировали восточные замысловатые сюжеты, каллиграфию, элементы росписи на бумагу, затем элементы вырезались по контуру и наклеивались на мебель поверх слоя только нанесенного лака. В своих копиях европейские мастера достигли такого уровня, что их мебель сложно было отличить от оригинальной, но спрос на нее резко возрос благодаря стоимости – копии стоили гораздо меньше оригиналов, а с чьей-то легкой руки их окрестили Arte povera, что в переводе с итальянского означает «искусство бедных». Сами же мастера стали называть свои изделия lacca contrafatta – фальшивый лак.

Конечно, держать в тайне секрет этого вида декора не представлялось возможным, и до чего додумался один, вполне может догадаться и другой. Тем более, если речь идет о дамах, увлекающихся различными видами рукоделия. Барышни облюбовали эту технику. Ею были увлечены абсолютно все, не зависимо от своего рода, статуса и положения: и простолюдинки, и аристократки с азартом пробовали оформлять все новые и новые предметы. На декорирование мебели, конечно, рука поднималась не у многих, но зато различные дамские штучки – веера, коробки, ширмы, зонтики, шкатулки – с легкостью приобретали новый облик. Европейский стиль, сентиментальные и романтические мотивы потеснили загадочность восточной росписи – цветы, фигурки ангелов, пасторальные сценки – все то, что так близко каждой представительнице прекрасного пола, надолго поселились на прекрасных девичьих вещицах. Девочек стали обучать этому виду искусства наравне с изучением языков, музицированием и рисованием.

В середине XVIII века, в 1760 году, одним из известных на то время лондонским издателем Робертом Сайером, была выпущена книга «Развлечения для дам, или искусство Японского стиля». Издание пользовалось большим спросом. Оно не только содержало пошаговые инструкции, в ней было отпечатано более полутора тысяч различных готовых изображений для оформления предметов в декупажной технике. Надо ли говорить, что книга тут же стала излюбленной и весьма популярной среди рукодельниц того времени. Даже знатные мужчины не остались в стороне от нового веяния: сам лорд Байрон выявил желание оформить свою ширму. С одной стороны ширму украшали портреты театральных актеров, а с другой – боксеров, чьи имена были известны всему миру.

Но что такое – задекорировать веер или ширму? Мелочь! Англичане решили поразить всех своими возможностями и стали создавать целые печатные комнаты (Print Room). В технике декупаж стали оформлять стены комнат, потолки, колонны… 

Известные мастера декупажа

Одной из известнейших декупажниц  того времени, о мастерстве которой известно и современным рукодельницам, была Мэри Деланей. Мэри прожила яркую жизнь – она была приближенной короля Георга III, королевы Шарлотты, имела прекрасные дружеские отношения с писателем Джонатаном Свифтом… В свои 71 год Мэри решила заняться декупажем. За 17 лет, которые женщина посвятила этому виду искусства, она достигла филигранного мастерства, ее техника была совершенна. Мэри собственноручно с особой тщательностью прорисовывала на тонкой рисовой бумаге все детали изображения, раскрашивала их, вырезала и наносила на черную основу. Ее работы были весьма реалистичны и поражали детальной точностью. Основной темой для своих работ она выбрала растения, в большинстве своем это были цветы. Всего Мэри было создано более 1700 изделий. Многие работы представлены в альбомах, 10 из которых по сей день находятся в Британском музее.

Нельзя обойти стороной и Анри Матисса – известного художника, который к концу своей жизни тоже увлекся этой техникой оформления. Мастер был настолько слаб, что сил на то, чтобы наносить на холст краски у мужчины уже не было. Тогда в ход пошли ножницы. Художник вырезал различные фигуры из цветной бумаги, а затем наклеивал их на холст. Одной из популярнейших работ мастера, с которой наверняка знакомы все, является картина Blue Nude («Голубая обнаженная»).

Современный декупаж

История этого вида декора очень интересна и обширна. С момента возникновения и до сегодняшних дней прошло немало времени, но тем не менее, современные рукодельницы по-прежнему считают его одним из наиболее популярных. Правда, мастерицам сейчас не нужно прилагать массу усилий для создания сюжетов и образов, не нужно уметь прекрасно рисовать – существует огромная индустрия, обеспечивающая любительниц декупажа изображениями на любой вкус. Кроме того, самой популярной считается так называемая «салфеточная техника», при которой для декора используются обычные столовые салфетки.

Декорировать в этой технике можно все что угодно: от свечей и керамики до кожи, ткани, пластика и металла. Но, как и раньше, традиционным материалом остается дерево. Рукодельницы способны создать неповторимую работу, глядя на которую стороннему человеку даже в голову не придет, что вся эта красота создана из простых бумажных картинок.

В «Столице швейных машин» вы можете найти товары для декупажа, купить которые в Челябинске, Троицке, Миассе, Магнитогорске, Копейске, Коркино и других городах Челябинской области. Узнать об их наличии вы можете, воспользовавшись формой обратной связи или, позвонив по номеру: +7 (351) 734-99-88.

Кроме того, для рукодельниц здесь создан целый клуб и проводится множество мастер-классов, в том числе по декупажу, на которых мастера делятся секретами различных техник. Уверены, что вы наверняка захотите посетить хотя бы один из них и стать одной из почитательниц того или иного вида творчества.


Возврат к списку