Канзаши

Милые шелковые цветочки, украшающие различные женские аксессуары и одежду не могут не затронуть ни одно девичье сердце. А между тем, создание этих маленьких скромных деталей – целое искусство, дошедшее до наших дней из далекого прошлого.

Канзаши («кандзаси») – понятие, имеющие два значения. Родина канзаши – Япония. Здесь это слово означает красивое женское украшение для волос, аксессуар, который носят с кимоно. В европейских странах канзаши известно как одна из техник рукоделия. Мастера, владеющие этим видом творчества, умеют формировать из небольших кусочков ткани лепестки, из которых в последствие собирается сам цветок. Естественно, что одно без другого – невозможно, а это значит, что история и культура этого вида искусства уходит корнями в далекие времена.

Японцы чтят свои традиции, передавая их из поколения в поколение. Это касается абсолютно всего, даже национальных костюмов, атрибутов и причесок. Именно сложные прически положили начало изготовлению украшений для волос, так как в Японии было не принято украшать шею и запястья различными аксессуарами, а подчеркнуть индивидуальность своего образа и положения хотелось многим. Сначала пряди фиксировали тонкими палочками, затем начали изготавливать гребни и заколки из черепаховых панцирей, костей, ценных пород дерева, металла.

Иероглиф, обозначающий слово «канзаши», состоит из нескольких элементов, один из которых имеет значение «клык», а другой – «изречь, гласить». Таким образом, изначальное значение понятия «канзаши» - палочки, изготовленные из кости, отражающие поступки и статус их владельца. Потом значение немного поменялось и стало означать «воткнутый в волосы», после чего все украшения и аксессуары для волос начали называть этим словом.

Любое мастерство, любое изделие со временем видоизменяется, становится лучше, приобретает новые элементы. Так и форма украшений для волос становилась все разнообразнее. Период Нара (710-794 гг. н.э.) объединил две культуры – Японии и Китая. Японцы позаимствовали у Китайских мастеров технику изготовления различных гребней и шпилек для волос и разнообразили свои аксессуары. Теперь статус человека можно было определить по заколкам в его прическе и материалу их изготовления. Из слоновой кости украшения носила знать, а простолюдины пользовались украшениями, сделанными из дерева. Кроме того, заколки и шпильки стали делиться на мужские и женские. Женщины, в большинстве своем, пользовались раздвоенными на концах шпильками и металлическими заколками, удерживающими волосы сверху, надо лбом. Именно с тех пор различные аксессуары для волос стали неотъемлемой частью женского гардероба, их старались разнообразить украшениями, резьбой, инкрустировали камнями…

Расцвет этого вида искусства пришелся на вторую половину периода Эдо - XVIII-начало XIX вв. Тогда же расширился и ассортимент украшений, появились разновидности:

  • тама-канзаши – заколка, основным элементом которого является шарик из какого-либо камня (агат, нефрит), коралла, кости;
  • бира-канзаши – украшение с различными свисающими элементами – цепочками, на концах которых крепятся украшения из серебра в виде фигурок птиц и бабочек;
  • бира-бира – украшения в форме веера, с которых свисают тонкие металлические полоски;
  • ёситё – эти украшения представляют собой раздвоенные шпильки. Изготавливались они в большинстве своем из черепашьих панцирей. Использование этих элементов в прическе должно было соответствовать определенной иерархии: замужние женщины могли носить лишь одну такую заколку, закрепленную на виске; гейши – две и более, и тоже крепили их на висках; а вот юдзё (женщины легкого поведения) могли крепить их в различных частях своей прически, причем не ограничивая себя в количестве этих деталей;
  • еще одним популярным видом являлось цумами-канзаши, которые создавались как сложные по конструкции многоярусные элементы, выполненные из тончайшего натурального шелка ручной работы. Цумами отличается самой сложной техникой изготовления. Из множества мелких элементов – цветочков, листьев, бабочек и пр. – изготавливались целые многоярусные гирлянды-аппликации сложнейшей конструкции. Шелк для цумами мастер, изготавливающий украшение, окрашивал вручную, используя для окраски натуральные природные красители. Для того, чтобы изготовить один элемент, необходимо было шелковый отрез нарезать на множество мелких лоскутков, которые потом складывали определенным образом, защипывая пинцетом, изготовленным из бамбука. Затем их этих элементов собирали композиции;
  • наравне с цумами большой популярностью пользовалась техника мидзухики. Используя тканевые ленты, бумажные шнурки, прочные нити или крепкую бечевку, мастера плели различные декоративные узлы и разнообразные элементы, что вкупе с цумами позволяло создавать необычные композиции, искусственные цветы в которых смотрелись как живые, в них без труда можно было узнать хризантему или ипомею, ирис или розу, гвоздику или нарцисс… И конечно, одними из самых обязательных элементов являлись бабочки, стрекозы и птички.

Объединение двух техник привело к образованию нового канзаши – хана (цветочное), которое популярно и по сей день и не только в Японии, но и в европейских странах.

Сейчас канзаши используются не только в прическах, но и как элемент декора одежды, различных дизайнерских украшений и аксессуаров и т.д. Этими хрупкими цветами можно украсить что угодно – из них изготавливается бижутерия, декорируются альбомы, фоторамки, шкатулки и даже панельки мобильных телефонов.

Искусство приняло новую форму. Благодаря этой технике можно из обычных лоскутков ткани делать не только лепестки и цветы. Рукодельницы создают целые картины и скульптуры, складывают снежинки, короны, мульипликационных героев и многое другое. Изделия получаются изящными и необычными.

Если вы хотите овладеть этим древним искусством, можете посетить несколько мастер-классов, на которых мастера поделятся с вами всеми секретами изготовления современных канзаши. Если нет возможности сходить на занятие, можете попробовать изготовить его сами. Технологию сборки можете найти в статье «Канзаши своими руками».

«Столица швейных машин» - настоящий рай для рукодельниц. Здесь вы можете не только купить товары для рукоделия в Челябинске, Златоусте, Коркино, Миассе, Магнитогорске и других городах Челябинской области, но и посетить множество мастер-классов по различным видам рукоделия.


Возврат к списку